• 1.JPG
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 4.JPG
  • 5.JPG
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

ОТЧЕТ О НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЗА 2010 ГОД

 

 

Научные исследования кафедры в 2010 году осуществлялись в рамках общекафедральной темы, выполняемой за счет второй половины рабочего дня «Социально-психологические аспекты межличностного взаимодействия и общения» в соответствии с тематическим планом на 2010 год.

В выполнении НИОКР в 2010 году принимали участие 13 преподавателей кафедры, из них 5 кандидатов наук, доцента. В рамках общей темы преподаватели разрабатывали следующие разделы:

  1. «Профессиональные деструкции работников системы управления ВУЗа» – преподаватель Варнер Е.С.
  2. «Содержательные и структурные характеристики педагогической рефлексии учителей на этапе последипломного образования» – старший преподаватель Карнелович М.М.
  3. «Рефлексивная регуляция профессионально-педагогической деятельности» – доцент Ковалев Б.П.
  4. «Надежда как личностная диспозиция в ранней юности» – доцент Комарова Т.К.
  5. «Учитель как субъект познания» – доцент Костюченко Е.В.
  6. «Социальный интеллект педагогов» – преподаватель Маланчик Н.В.
  7. «Проблема мотивации личности в психологии» – преподаватель Мальцева О.Е.

2.  «Нравственные аспекты межличностных отношений» – доцент Вербова К.В.

3.  «Основные подходы к изучению социально компетентности личности» - доцент Даукша Л.М.

10.   «Межкультурное взаимодействие» – преподаватель О.Г.Митрофанова

11.   «Переживание одиночества как детерминанта личностного адаптационного потенциала первокурсников» – преподаватель Панин Р.А.

12.   «Эмоциональное выгорание у представителей социономических профессий» – преподаватель Ракицкая А.В.

13.  «Жизнестойкость припограничных психических расстройств» – преподаватель Филипович В.И.

Основные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР)

В отчётном году по итогам выполнения кафедральной темы «Социально-психологические аспекты межличностного взаимодействия и общения» были получены следующие результаты:

Доцентом Вербовой К.В. проанализирована концептуальная модель социальных эмоций, исследованы представления о совести в обыденном сознании. Показано, что представления о совести выступают как целостная смысловая структура. Выявлено, что совесть включает в себя как положительные переживания, связанные с удовольствием от нравственной жизни, так и отрицательные – связанные с нарушением моральных требований и принципов. Проведено эмпирическое исследование, которое показало, что при определении совести с позиции обыденного сознания наиболее представлены характеристики с положительной оценочной семантикой, что свидетельствует о психологическом стремлении к нравственной жизни. Характеристики совести с отрицательной коннатацией менее представлены, но имеют ярко выраженный аффективный характер.

Доцентом Даукша Л.М. описана структура социального интеллекта: изучены принципы «горизонтальной», «вертикальной» и «диагональной» интеграции в изучении социального интеллекта личности. Даукша Л.М. сделан вывод о необходимости изучения социального интеллекта в рамках широкой комплексной программы исследования, в которой были бы задействованы наряду с показателями социального интеллекта другие уровни свойств индивидуальности, начиная с физиологических характеристик, темпераментальных и заканчивая особенностями самоотношения, самоактуализации, стилями профессиональной деятельности человека. Проанализирована факторная модель взаимопонимания супругов в семье.

Доцентом Ковалёвым Б.П. совместно с преподавателем Мальцевой О.Е. проанализированы особенности мотивационных целей как фактора учебно-воспитательного процесса в школе и вузе.

Доцентом Комаровой Т.К. представлены результаты исследования надежды как значимого личностного образования, связанного с жизненными целями человека и стратегиями их достижения. Надежда рассматривалась как личностная диспозиция, включающая личностную и поведенческую корреляты, уровень сформированности которых у современных старшеклассников подвергался анализу с учетом макро- и микросоциальных факторов, гендера и интернального локуса контроля. Обоснована важность выявления личностной и поведенческой детерминант надежды у старшеклассников и необходимость последующей коррекционной работы с ними, направленной на формирование у них мотивации достижения, чувства самоценности и уверенности в своих силах, способности к самостоятельному принятию жизненнозначимых решений.

Доцентом Костюченко Е.В. проанализированы особенности влияния когнитивной сложности на межличностное восприятие. Когнитивная сложность рассмотрена с позиции стилевого подхода. Костюченко Е.В. проанализированы основные научные подходы к определению данного понятия, выделены ее основные характеристики. Показано влияние когнитивной сложность на другие психологические характеристики: склонности к выбору определенного типа взаимодействия с другими людьми, проявлению таких механизмов межличностного познания как идентификация, стереотипизация и др. Сделан вывод о необходимости дальнейших исследований данного феномена.

Старшим преподавателем Карнелович М.М. разрабатывалась проблема педагогической рефлексии. Раскрыты механизмы формирования педагогической рефлексии в контексте компетентностного подхода. Выявлена специфика межличностных отношений и профессионального становления педагогов.

Старшим преподавателем Шульга О.К. выявлена структура способностей к освоению иностранным языком и разработана технология развития способностей к освоению иностранными языками студентов вуза.

Преподавателем Варнер Е.С. проанализированы основные подходы к исследованию профессиональных деструкций личности, выявлены особенности эмоционального выгорания у педагогов.

Преподавателем Маланчик Н.В. разрабатывалась проблема социального интеллекта в психологической науке. Выявлена связь социального интеллекта и эмпатии, а также особенности когнитивной сложности и социального интеллекта учителей.

Преподавателем Мальцевой О.Е. проанализированы основные теоретические подходы к изучению проблемы мотивации личности и специфики мотивации личности учащихся и студентов. Исследованы особенности мотивационных целей как фактора выбора факультативных занятий старшеклассниками.

Преподавателем Митрофановой О.Г. проанализирована концепция межкультурного взаимодействия и уточнены подходы к изучению межкультурного взаимодействия в кросс-культурном взаимодействии. Определена специфика качественных методов в изучении специфики межкультурного взаимодействия. Проанализированы результаты представлений о межличностном взаимопонимании в межкультурном взаимодействии на примере белорусов, индусов и арабов.

Преподавателем Паниным Р.А. выявлены особенности переживания одиночества как детерминанты личностного адаптационного потенциала первокурсников.

Преподавателем Ракицкой А.В. выявлены особенности эмоционального интеллекта педагогов с синдромом эмоционального выгорания, проанализированы теоретические подходы к определению категории «эмоциональное выгорание» и особенности эмоционального выгорания педагогов с различными видами агрессии.

Преподавателем Филипович В.И. проанализирована основные подходы к определению понятия «жизнестойкость», выявлена взаимосвязь жизнестойкости и толерантности к неопределенности при пограничных психических расстройствах. Проанализированы особенности репрезентации себя и другого в субъективном опыте личности с пограничным психических расстройством.

Старший преподаватель Карнелович М.М. завершает работу над кандидатской диссертацией.

Доценты кафедры Ковалев Б.П., Комарова Т.К., Костюченко Е.В., Даукша Л.М. руководили магистерскими диссертациями, участвовали в рецензировании магистерских диссертаций, являются членами комиссии по аттестации аспирантов. Доцентами Костюченко Е.В., Вербовой К.В., Л.М.Даукша, Комаровой Т.К., Ковалёвым Б.П. осуществлялось редактирование и рецензирование статей поступающих в редакцию журнала «Вестник ГрГУ им. Я.Купалы».

В 2010 году продолжал действовать научный кружок кафедры, руководителям которого являлись старший преподаватель Карнелович М.М. и преподаватель Панин Р.А.

Кафедра общей и социальной психологии организует и проводит научный семинар, в рамках которого состоялось обсуждение результатов научных исследований следующих аспирантов Митрофановой О.Г., Мальцевой О.Е. и Ракицкой А.В., магистрантов: Хамчук О.В., Сарбай А.В., Купреевой Л.Л.

Под руководством доцентов Вербовой К.В. и Л.М.Даукша были подготовлены и представлены к участию в республиканском конкурсе 2 научные работы.

В 2010 году преподаватели кафедры участвовали в организации и проведении международной научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития психологии общения», которой приняли участие профессора и доценты из ближнего зарубежья: ПИ РАО (Москва), ЯрГУ, МГУ.

Конференции, совещания, семинары и другие научные мероприятия

 

Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии общения» проводилась на базе факультета психологии (кафедра общей и социальной психологии) Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» 8-9 октября 2010 года. В конференции приняли участие профессора, доценты, преподаватели, аспиранты, магистранты, практические работники и студенты факультета психологии.

 

Преподаватели принимали участие в 14 научных  конференциях:

  1. 1. в Республике Беларусь:
  2. III Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье в контексте развития личности». – Брест, 2010. – (Костюченко Е.В., Комарова Т.К., Даукша Л.М., Вербова К.В., Ракицкая А.В.).
  3. Республиканская (с международным участием) научно-практическая конференция «Социально-педагогическая и психологическая поддержка личностного и профессионального самоопределения в онтогенезе. – Брест, 2010 (Костюченко Е.В.).
  4. Республиканская научно-практическая конференция «Дети с отклонениями в развитии: проблемы изучения и организации комплексной помощи». – Брест, 2010 (Костюченко Е.В.).
  5. II Международная научно-практическая конференция «Психологические проблемы профессионального развития и профессионального образования личности». – Мозырь, 2010 (Даукша Л.М., Костюченко Е.В., Карнелович М.М.).
  6. Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные проблемы стресса». – Витебск, 2010 (Костюченко Е.В.).
  7. Республиканская научно-практическая конференция «Педагогическое наследие академика И.Ф.Харламова и актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе». – Гомель, 2010 (Ковалев Б.П., Мальцева О.Е.).
  8. III международная научно-методическая конференция «Перспективы развития высшей школы». – Гродно, 2010 (Карнелович М.М.).
  9. Х международная научно-практическая конференция «Личность – слово – социум». – Минск, 2010 (Маланчик Н.В.).
  10. Международная научно-практическая конференция «Организация работы с детьми, нуждающимися в государственной защите: модели, содержание, методики». – Гродно, 2010 (Костюченко Е.В.).
  11. Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии общения». – Гродно, 2010 (Вербова К.В., Даукша Л.М., Митрофанова О.Г., Карнелович М.М., Костюченко Е.В., Варнер Е.С., Ковалев Б.П., Комарова Т.К., Мальцева О.И., Филиппович В.И., Маланчик Н.В., Панин Р.А., Ракицкая А.В.).
  12. V Международная научно-практическая конференция «Белорусская политология: многообразие в единстве. Республика Беларусь в глобализирующемся мире». – Гродно, 2010 (Комарова Т.К.).
  • в странах СНГ (кроме Республики Беларусь):
  1. Международная научно-практическая конференция «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения». – СПб.: СПбГИПСР, 2010 (Костюченко Е.В.).
  2. Научная конференция «Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии» / Отв.ред. Л.А.Цветкова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2010 (Даукша Л.М., Карнелович М.М., Костюченко Е.В., Комарова Т.К.).

3. Международная научно-практическая конференция «Лечебные и оздоровительные аспекты натуральной медицины XXI века» / Международный университет естественных наук. - Харьков, 2010 (В.И.Филипович)

 

Научные публикации. Издательская деятельность.

 

В текущем году преподаватели кафедры общей и социальной психологии опубликовали 57 научных работ, в том числе 10 статей опубликованы в журналах Республики Беларусь из списка ВАК, и 46 статей – в других научных изданиях (в странах СНГ – 8), 1 –тезисы докладов, опубликованные в сборниках тезисов докладов (в РБ – 1).

Издан сборник материалов Международной научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития психологии общения».

Подготовлен к публикации сборник научных статей преподавателей кафедры.