Приложение 1 к приказу ректора
№ 838 от 30.08.2013
ПОЛОЖЕНИЕ
о кураторе студенческой группы
учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
- Общие положения
1.1. Куратор студенческой группы учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (далее – куратор) назначается приказом ректора из числа штатных преподавателей, имеющих стаж работы в должности не менее одного года и способных решать задачи воспитания студентов, на основании письменного представления декана факультета, согласованного с заведующим кафедрой на период обучения студентов с первого по третий курс, а на других курсах – по решению Совета факультета.
1.2. В своей работе куратор руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Инструкцией Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы куратора студенческой группы учреждения, обеспечивающего получение высшего образования», Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь, Миссией и Политикой в области качества, Уставом университета, настоящим Положением, а также другими локальными нормативно-правовыми актами.
1.3. В своей работе куратор взаимодействует с деканом факультета, заместителем декана по воспитательной и идеологической работе, управлением воспитательной работы с молодежью, дирекцией студенческого городка, воспитателями общежитий, преподавателями, другими педагогическими работниками, председателем СНО, руководителями органов первичных молодежных общественных объединений и студенческого самоуправления, медицинскими работниками, а также родителями студентов.
1.4. Основными требованиями к работе куратора являются социальная и профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.
1.5. Основными принципами работы куратора являются личностно-ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании студента, уважение его личности, содействие саморазвитию и самореализации студентов, формированию их гражданской позиции, включенность в дела и проблемы группы, развитие студенческого самоуправления, доброжелательность в отношениях со студентами, их родителями.
1.6. Работа куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности студента и студенческой группы в целом.
1.7. Проведение культурно-досуговых, оздоровительных мероприятий и общественно полезная работа студентов организуется куратором во внеучебное время.
- Основные направления деятельности куратора
2.1. Содействие становлению личности студента, его духовно-нравственному, интеллектуальному и физическому развитию.
2.2. Формирование в студенческой среде основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, чувства гордости за свою страну, уважения к ее национальным символам и традициям.
2.3. Совершенствование политической, правовой и нравственной культуры студентов, уважение к законодательству Республики Беларусь, профилактика противоправного поведения.
2.4. Информационное сопровождение организации жизни и деятельности студентов, содействие социальной адаптации, оказание им помощи в усвоении и выполнении установленных норм и правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей.
2.5. Развитие традиций университета, факультета, формирование у студентов добросовестного отношения к учебе, трудолюбия, содействие их дальнейшей профессиональной ориентации.
2.6. Формирование сплоченного коллектива студенческой группы, содействие работе органов студенческого самоуправления, общественных молодежных объединений, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь.
2.7. Развитие и углубление навыков здорового образа жизни, бытовой, эстетической, экологической и информационной культуры студентов, культуры семейных отношений.
2.8. Содействие организации содержательного досуга студентов, вовлечение их в различные формы внеучебной деятельности.
2.9. Взаимодействие и координация усилий с педагогом-психологом, педагогом социальным, воспитателями, медицинскими работниками, родителями, иными заинтересованными лицами с целью создания в студенческой группе морально-психологического климата, благоприятного для сотрудничества и взаимопомощи.
- Обязанности куратора
3.1. Куратор обязан:
3.1.1. Всесторонне изучать индивидуально-личностные особенности и морально-психологические качества каждого студента, коллектива студенческой группы в целом с целью совершенствования воспитательного процесса;
3.1.2. Осуществлять в учебной группе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей обучающихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;
3.1.3. Проводить еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления студентов с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем декана факультета по воспитательной и идеологической работе;
3.1.4. Проводить еженедельно кураторские часы по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности студентов, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни учебной группы университета;
3.1.5. Осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий студентами, при необходимости информировать родителей (законных представителей) об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания студентов;
3.1.6. Организовывать встречи студентов с преподавательским составом университета, руководителями различных уровней, творческой интеллигенцией города, области, республики, юридическими лицами;
3.1.7. Способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности студентов, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, вовлечения студентов в работу СНО; адаптации (в особенности первого курса) к условиям обучения в университете и проживания в общежитии;
3.1.8. Способствовать созданию в учебной группе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья студентов;
3.1.9. Разъяснять студентам правила внутреннего распорядка университета, их права и обязанности;
3.1.10. Проводить работу по поддержке несовершеннолетних студентов, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения, недопущению вовлечения студентов в организации деструктивного характера;
3.1.11. Изучать психологический климат в группе и взаимодействовать с социально-педагогической и психологической службой университета по вопросам проведения индивидуальных психологических консультаций и организации тестирования студентов, поддерживать постоянную связь с воспитателями и администрацией общежитий, дирекцией студгородка, преподавателями, родителями;
3.1.12. Взаимодействовать с методистами управления воспитательной работы с молодежью с целью получения необходимой информации, методической помощи по организации идеологической и воспитательной работы в студенческой группе;
3.1.13. Оказывать педагогическую поддержку органам студенческого самоуправления, первичной организации общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», другим общественным молодежным организациям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
3.1.14. Развивать традиции университета, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов студентов;
3.1.15. Содействовать вторичной занятости студентов, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов студенческого самоуправления;
3.1.16. Проявлять заботу о моральной и социальной защите студентов, их семейном благополучии, формировать у них навыки здорового образа жизни, способствовать интеллектуальному и физическому развитию личности каждого студента, его становлению как гражданина, профессионала и семьянина;
3.1.17. Проводить воспитательные мероприятия в студенческих общежитиях, где проживают студенты курируемой группы, осуществлять контроль за соблюдением студентами правил проживания в общежитиях;
3.1.18. Своевременно информировать руководство факультета, родителей студентов по вопросам учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
3.1.19. Разрабатывать план идеологической и воспитательной работы в учебной группе, который содержит анализ работы с группой за предыдущий учебный год (для кураторов 2-3 курсов), цели и задачи воспитания, учитывает демографические, социальные и культурные особенности студентов группы, возможности и традиции факультета, университета, результаты проведенного анкетирования, мониторинга идеологического сопровождения воспитательной работы;
3.1.20. Вести установленную в учреждении образования документацию студенческой группы, планы и отчеты работы, журнал куратора студенческой группы и др.;
3.1.21. Способствовать формированию сплоченного студенческого коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся независимо от материального положения и социального статуса его родителей;
3.1.22. Содействовать организации питания и медицинского обслуживания студентов в соответствии с установленными требованиями;
3.1.23. Соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни студентов;
3.1.24. Повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
4.Права куратора
4.1. Куратор имеет право:
4.1.1. Выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в учебной группе на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций студентов, возможностей факультета, университета, условий региона;
4.1.2. Вести педагогические наблюдения за студентами (в том числе и во время учебных занятий), изучать их социум и окружение, используя полученные при этом сведения исключительно в воспитательных целях;
4.1.3. Вносить на рассмотрение профилирующей кафедры, деканата, ректората, Советов факультета и университета предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, быта студентов;
4.1.4. Участвовать совместно с деканатом, ректоратом, управлением воспитательной работы с молодежью и другими заинтересованными службами в изучении качества идеологической и воспитательной работы на факультете, в вузе;
4.1.5. Участвовать на всех уровнях в обсуждении вопросов, касающихся жизни и деятельности студентов курируемой группы, отражать в периодической и стенной печати, электронных СМИ опыт проведения воспитательных мероприятий;
4.1.6. Пользоваться всей необходимой информацией о студентах курируемой группы, которой владеет администрация факультета, университета, управление воспитательной работы с молодежью, учебно-методическое управление;
4.1.7. Вносить предложения по поощрению студентов, а также предложения по привлечению к дисциплинарной ответственности обучающихся за нарушение установленных правил внутреннего распорядка студентов университета, правил внутреннего распорядка в общежитиях университета;
4.1.8. Рекомендовать кандидатуры студентов курируемой группы в органы студенческого самоуправления.
4.1.9. Получать организационную и методическую помощь со стороны руководства УВО, структурных подразделений факультета, университета по проблемам воспитания, участвовать в семинарах, конференциях и других мероприятиях по вопросам идеологической и воспитательной работы и государственной молодежной политики;
4.1.10. Получать материальное и моральное поощрение и вознаграждение за свою работу, размер и порядок которых определяются руководством университета в установленном порядке;
4.1.11. Участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе.
- Организация работы куратора студенческой группы
5.1. Куратор непосредственно подчиняется декану факультета и заместителю декана по воспитательной и идеологической работе. Отвечает за организацию, состояние и содержание идеологической и учебно-воспитательной работы в закрепленной за ним студенческой группе с учетом специфики образовательного процесса.
5.2. Общее руководство работой кураторов в университете осуществляет проректор по учебной работе. Координацию и методическое обеспечение деятельности кураторов осуществляет управление воспитательной работы с молодежью университета.
5.3. Работа куратора осуществляется на плановой основе. Планирование включает в себя разработку планов идеологической и воспитательной работы факультета, университета на учебный год и ежемесячных планов работы куратора.
5.4. Содержание работы куратора отражается в журнале работы куратора.
5.5. Куратор ежемесячно предоставляет заместителю декана факультета по воспитательной и идеологической работе отчеты о выполнении плана работы с группой и отчитывается перед профилирующей кафедрой и деканом факультета о проделанной работе не реже 1 раза в семестр.
- Ответственность
Куратор несет ответственность за:
6.1. Ненадлежащее и несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.
6.2. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
6.3. Разглашение конфиденциальной информации, полученной им при выполнении служебных обязанностей.
6.4. Причинение материального ущерба в соответствии с действующим трудовым и гражданским законодательством Республики Беларусь.