Задание по психодиагностической практике для студентов 3 курса факультета психологии.
1. Сроки прохождения практики. Практика проводится в два этапа: с 15.11.10 по 27.11.10 и с 07.02.11 по 19.02.11 (36 часов в неделю). Установочные конференции проводятся в день начала практики 15.11.10 и 07.02.11 соответственно в 9.30 в корпусе факультета психологии. Срок сдачи отчётной документации групповым руководителям по первому этапу практики - до 03.12.10, по второму этапу – до 25.02.10 на кафедру экспериментальной и прикладной психологии. Итоговая отчётная конференция и зачёт состоятся 04.03.11 в корпусе факультета психологии.
2. Медосмотр и техника безопасности. До установочной конференции студенты обязаны пройти медицинский осмотр в поликлинике для получения допуска к работе в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. Санкнижка с допуском предъявляется руководителю практики на установочной конференции. За 10 дней до начала практики должны пройти осмотр в медпункте ГрГУ. На установочной конференции проводится инструктаж студентов по технике безопасности во время прохождения психодиагностической практики и производится отметка в соответствующем журнале. Студенты, не прошедшие инструктаж по технике безопасности, к выполнению задания практики в базовых учреждениях не допускаются.
3. Материалы. К началу практики студент должен иметь весь набор методик, изученных на лабораторных занятиях по курсу «Психодиагностика».
4. Условия прохождения практики. Практику студенты проходят группами численностью 16 человек. Каждая группа проходит практику в базовых учреждениях в течение одной недели в соответствии с графиком.
Базовое учреждение |
Руководитель практики |
Требования |
Д/у № 57 |
Шешко Н.Г. |
Медицинский допуск, сменная обувь |
Сш № 32 |
Завадская Т.А. |
Медицинский допуск |
ГПТУ БОН |
Кириллова Е.А. |
Медицинский допуск |
СППС ГрГУ |
Лукашевич Т. С. |
|
5. График прохождения практики по базовым учреждениям:
Базовое учреждение |
15.11.10-21.11.10 |
22.11.10-27.11.10 |
07.02.11-12.02.11 |
14.02.11-19.02.11 |
Д/у. № 57 |
Группа 1 |
Группа 4 |
Группа 3 |
Группа 2 |
Сш № 32 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 4 |
Группа 3 |
ГПТУ БОН |
Группа 3 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 4 |
СППС ГрГУ |
Группа 4 |
Группа 3 |
Группа 2 |
Группа 1 |
- 6. Виды и содержание работ студентов в базовом учреждении.
1. (понедельник) Анализ организации профессиональной деятельности специалиста-психолога учреждения по следующим направлениям: цели и задачи работы специалиста-психолога учреждения; основные направления и формы деятельности; система профессионального и административного подчинения; система повышения квалификации и аттестации; квалификационные требования и должностные обязанности; критерии оценки эффективности деятельности специалиста-психолога учреждения; нормативно–правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста – психолога учреждения; документация специалиста-психолога учреждения (планы, отчёты, графики и т.д.); условия работы (помещение, техническое оснащение, интерьер, методический инструментарий, методическая литература и т.д.). На основе анализа студенты выделяют общие характеристики организации работы психолога в различных учреждениях и специфические для каждого учреждения.
2. (вторник-пятница) Проведение психодиагностического исследования по плану:
- Формулировка запроса в психологических терминах.
- Формулировка цели исследования. (Должна содержать указание на ожидаемые результаты исследования).
- Предварительный сбор данных о респонденте: фамилия, имя (полностью); возраст (полных лет и месяцев); социальный статус (сведения о школе, классе); семейный статус (информация о семье: полная, неполная, многодетная и т.п.); медицинский статус и индивидуальные особенности (инвалидность, хронические заболевания, группа здоровья, леворукость, необходимые анамнестические данные и т.п).
- Отбор психодиагностических методик в соответствии с целью исследования. (Указывается название методики и обосновывается её пригодность для достижения цели исследования).
- Планирование процедуры психодиагностического обследования. Должны учитываться факторы, влияющие на объективность и достоверность получаемых результатов: форма обследования (групповое или индивидуальное), величина группы, условия обследования (помещение, освещённость, рассадка группы и т.д.), подготовка бланков ответов и др. материалов, фиксация времени выполнения заданий, последовательность выполнения методик, приёмы установления контакта с респондентами, особенности инструктирования респондентов, контроль за правильностью выполнения инструкции респондентами, форма сообщения результатов исследования респондентам и т.д.
- Проведение психодиагностического обследования. При проведении обследования фиксируются все отклонения от запланированных параметров, а также незапланированные факторы, способные повлиять на результаты исследования.
- Обработка и интерпретация данных обследования. Обработка данных обследования проводится согласно правилам, установленным разработчиками методик. Интерпретация данных осуществляется согласно теоретическим положениям и целям, заложенным в основу методик их разработчиками.
- Формулировка психодиагностического заключения. Заключение формируется диагностом исходя из цели исследования. При подготовке заключения должны учитываться: уровень компетентности заказчика, правила неразглашения конфиденциальной информации и защиты прав респондентов.
- Разработка рекомендаций. Рекомендации должны содержать предложения конкретных действий, направленных на выполнение запроса (коррекционная программа, набор упражнений). Рекомендации адресуются конкретному субъекту (психологу, педагогу-предметнику, социальному педагогу, родителям, респонденту и т.д.), раскрывают цель и содержание работ (овладеть приёмами саморегуляции, повысить уровень самооценки, развитие познавательных процессов и т.д.), указывают на возможные формы работы (тренинг, консультация, дополнительные занятия, развивающие занятия, медицинская консультация и т.д.). Рекомендации строятся с учётом уровня подготовки субъекта, его возможностей (юридических, физических, материальных, личностных), сферы личных и профессиональных интересов. Разносторонний подход к решению заявленной проблематики значительно повышает эффективность рекомендаций.
Бланки (копии бланков) и анализ результатов психодиагностического обследования в обязательном порядке представляются руководителю практики от базы практики.
3. (суббота) Подготовка материалов к отчёту по ознакомительной практике. Материалы предоставляются групповому руководителю для ознакомления на промежуточных отчётных конференциях.
4. Дневник психолога. Дневник ведется на протяжении всей практики. Дневник предназначен для развития у студентов умения анализировать собственный профессиональный опыт и фиксировать его. Дневниковые записи могут отражать следующие аспекты практической деятельности психолога:
- оценку удовлетворенности диагностическими возможностями методик;
- оценку удовлетворенности собственными профессиональными навыками;
- оценку удовлетворенности взаимодействиями с обследуемым, собственным профессионализмом;
- объективные и субъективные причины невозможности достижения поставленной цели как при работе с определенными методиками, так при обследовании в целом;
- проблемы, возникающие в процессе исследования и при взаимодействии с обследуемыми, коллегами, психологом базового учреждения;
- способы решений возникающих профессиональных и межличностных проблем;
- профессиональные практические и теоретические находки;
- описание нестандартных случаев, оригинальных ответов, необычного поведения, неадекватных реакций детей в процессе обследования;
- указание на реальность помощи со стороны психолога базовых учреждений;
- рекомендации по желания по организации практики.
5. Самоанализ студентами деятельности по ознакомительной практике.
Самоанализ деятельности студента по ознакомительной практике выполняется в конце практики в дневнике психолога по приведённым ниже вопросам.
- 7. Критерии оценки деятельности студентов на практике.
- Своевременное предоставление отчётной документации оформленной в соответствии с требованиями.
- Полнота охвата особенностей организации профессиональной деятельности специалиста-психолога изучаемых учреждений в анализе и уровень обобщений.
- Грамотность формулировки запроса.
- Грамотность формулировки цели исследования.
- Адекватность набора психодиагностических методик цели исследования.
- Соблюдение правил проведения психодиагностического обследования.
- Адекватность интерпретации данных обследования.
- Соответствие психодиагностического заключения цели исследования.
- Практическая значимость рекомендаций.
- Регулярность ведения дневника психолога.
- 8. Формы отчётной документации по практике.
8.1.Форма отчёта по этапу ознакомительной практики.
- Ф.И.О. студента, номер группы.
- Базовые учреждения.
- Анализ особенностей организации профессиональной деятельности специалиста-психолога учреждения. (Сведения о нормативно-правовых актах, документации и условиях работы психолога только перечисляются без детального описания.)
- Протоколы психодиагностических исследований (допускается представление ксерокопий).
Запрос |
Формулировка запроса в психологических терминах |
Цель исследования |
Должна содержать указание на ожидаемые результаты исследования |
Дата обследования |
|
Сведения о респонденте |
фамилия (закодировано или сокращённо), имя; возраст (полных лет и месяцев); социальный статус (сведения о школе, классе); семейный статус (информация о семье: полная, неполная, многодетная и т.п.); медицинский статус и индивидуальные особенности (инвалидность, хронические заболевания, группа здоровья, леворукость, необходимые анамнестические данные и т.п). |
Психодиагностический инструментарий |
название методик и краткое обоснование целесообразности применения в данном исследовании |
Процедура обследования |
Краткое описание процедуры обследования с учётом факторов, способных повлиять на объективность результатов психодиагностики |
Результаты обследования |
Обработка и анализ результатов диагностики. Допускаются ксерокопии. |
Психодиагностическое заключение |
делается вывод об уровне сформированности изучаемых психических образований в соответствии с поставленной целью обследования. Допускаются ксерокопии. |
Рекомендации |
Для индивидуального обследования – описание нескольких рекомендуемых упражнений либо действий респондента в соответствии с заявленным запросом, дополнительные консультации; для обследования группы – рекомендуемые действия для заказчика обследования в соответствии с его запросом. |
Обследование провел___________________________________________
Сведения, полученные в ходе исследования и касающиеся личной жизни респондента, которые могут нести угрозу либо самому респонденту, либо окружающим, должны быть сообщены руководителю практики с соблюдением всех этических принципов психодиагностики.
Отчёт выполняется на листах бумаги формата А 4. Рекомендуемый объём до 15 листов.
8.2. Дневник психолога и самоанализ деятельности по ознакомительной практике
Дневник ведётся в тонкой тетради (12 листов) в клетку по следующей форме:
Дата |
Запись |
Самоанализ деятельности по ознакомительной практике студента 3 курса (Ф.И.О.)
Вопросы для самоанализа студентами своей деятельности по ознакомительной практике:
- В каких областях профессиональной деятельности Вы обнаружили дефицит знаний во время прохождения практики? Чему именно Вы хотите научиться в первую очередь?
- Какие направления Вашей профессиональной подготовки надо усилить? Какие действия Вы собираетесь предпринять самостоятельно для улучшения своей профессиональной подготовки?
- Какие качества личности наиболее востребованы в профессиональной деятельности психолога? Какие Ваши личностные качества были более всего востребованы при выполнении заданий практики? Будете ли Вы развить в себе какие-либо из названных качеств и какими методами?
- Какие затруднения личностного характера возникли у Вас при выполнении заданий практики? Каковы причины этих затруднений? Какие свои возможности Вы использовали для преодоления затруднений? Что может стать Вашими ресурсами для преодоления аналогичных затруднений в будущем? Что Вы можете сделать уже сейчас для обретения этих ресурсов?
- Какие трудности у Вас возникли в связи с режимом, требованиями и организацией прохождения практики? Ваши замечания и предложения по совершенствованию организации практики.
ТИПИЧНЫЕ ПОГРЕШНОСТИ НАПИСАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Погрешность |
Смысл |
Варианты исправления |
Употребление слов: «испытуемый», «человек», «мальчик», «девочка» и т.п. |
Снижение ценности личности, нивелирование индивидуального своеобразия личности того, кто обследуется |
Употребление зашифрованного варианта имени; использование безличных предложений, типа «обладает высоким уровнем интеллекта», «нечувствителен к неудачам» и т.п. |
Употребление выражений «интеллект страдает», «память западает» |
|
«Низкий уровень интеллектуального развития», «снижение функций памяти» |
Употребление оценочных суждений: «память плохая» «внимание хорошее» |
Создание оснований для снижения самоценности обследуемого |
Результаты описываются с использованием понятий «большой», «низкий», «средний», например, «небольшой объем памяти», «высокая концентрация внимания» |
Указание цифровых значений показателей без расшифровки их психологического смысла |
Интерпретация результатов обследуемым на основании собственных обыденных представлений |
Раскрытие психологического содержания цифровых значений, например «Вербальный интеллект достигает 108, что ответствует возрастной норме интеллектуального развития»; или «Вербальный интеллект соответствует возрастной норме интеллектуального развития, что проявляется в способности…» |
Отсутствие адресата рекомендаций |
Рекомендации не реализуются, результаты диагностики бесполезны |
Рекомендации адресуются самому обследуемому, педагогам, родителям, психологам |
Рекомендации носят общий характер, например «необходимо изменить отношение к жизни и к себе», «надо быть более уверенным человеком» и т.п. |
Рекомендации не раскрывают конкретных средств и путей решения проблемы |
«Рекомендуется участие в тренинге развития коммуникативной компетентности», «Рекомендуется более углубленное исследование эмоциональной сферы, Я-концепции» и т.п. |