История подготовки психологов, развития психологической науки и практики в УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
История психологического образования и психологической науки в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы началась в 1979 году, когда ректором доктором философских наук профессором Бодаковым А.В. для работы в университете в качестве заведующей кафедрой педагогики и психологии была приглашена доктор психологических наук профессор С.В. Кондратьева, работавшая до этого на Украине.
Это был сложный период, связанный с реорганизацией педагогического института в университет, когда осуществлялся переход на университетские учебные планы, в которых значительно был уменьшен объем психолого-педагогических наук. В связи с этим ряд ведущих преподавателей кафедры перешли в другие ВУЗы республики. В этой непростой ситуации только инициативность, высочайшая активность С.В.Кондратьевой позволили не только укрепить кафедру педагогики и психологии, но и решить в 1981 году вопрос о создании отдельной кафедры психологии. В состав кафедры помимо С.В.Кондратьевой вошли кандидат психологических наук, доцент Белохвостова С.В., кандидат педагогических наук, доцент Вербова К.В. и др.
Открытие при кафедре в 1982 году аспирантуры по специальности «Возрастная и педагогическая психология» позволила начать в университете подготовку квалифицированных научно-педагогических кадров в соответствии с потребностями университета и других ВУЗов. За годы существования аспирантуры под руководством профессора Кондратьевой С.В. были защищены 12 диссертаций, из них – 4 из Украины.
Значительное усиление кадрового потенциала кафедры позволило в 1989 году организовать специализацию «Практическая психология» на биологическом факультете и, по мере накопления опыта реализации психологического образования, выйти в 1991 году на новый этап, связанный с открытием специальности «Практическая психология» как второй на биологическом факультете.
Важной вехой в развитии психологического образования в Гродненском государственном университете явилось открытие в 1994 году специальности «Психология» (в 1995 году был начат прием на заочную форму обучения).
На основе изучения опыта подготовки психологов в МГУ, ЛГУ и других ведущих ВУЗов России, Польши, Германии и анализа их учебных планов, был разработан индивидуальный учебный план, преподавателями кафедры были подготовлены учебные программы и методическое обеспечение читаемых курсов. Таким образом, было положено начало факультету психологии Гродненского государственного университета. В 1999 году был создан факультет психологии и педагогики, в состав которого вошло отделение психологии, которое возглавил кандидат психологических наук, доцент Ковалев Б.П. Следует отметить ведущих преподавателей, стоявших у истоков факультета и продолжающих работать в настоящее время. Это доценты Вербова К.В., Комарова Т.К., Семчук Л.А., Михальченко Г.Ф., Даукша Л.М., Костюченко Е.В., старшие преподаватели Богословская В.С., Янчий А.И., Колышко А.М., Гуламова Ю.Б. и др.
К учебному процессу были привлечены лучшие специалисты университета: доктор юридических наук, профессор Зорин Г.А., кандидат юридических наук, доцент Шиханцова Г.Г., доктор философских наук, профессор КирвельЧ.С.; преподаватели медико-психологического факультета Гродненского медицинского университета: доктор медицинских наук, профессор Королева Е.Г., доктор медицинских наук, профессор Обухов Г.А., кандидат медицинских наук, доцент КарпюкВ.А., доценты Елизарова В.Н. и Елизаров Т.Ю., доцент Прудило А.В.; директор областного Центра профориентации молодежи Гуткин М.С.; методист областного управления образования Муринова Н.Н.; декан факультета переподготовки ГрГИПК кандидат психологических наук, доцент Белохвостова С.В. и др.
В 1996 году были открыты специализации «Возрастная психология» и «Юридическая психология». Началась углубленная подготовка студентов в рамках этих специализаций. В этом же году был организован психологический Центр университета, на базе которого началась работа по психологическому консультированию студентов и преподавателей, а так же осуществлялись разные виды практик студентов.
В 1998 году кафедра психологии была разделена на две: кафедру общей и социальной психологии (зав. кафедрой кандидат психологических наук, доцент Б.П.Ковалев) и кафедру возрастной и педагогической психологии (зав. кафедрой Кондратьева С.В. В дальнейшем эту кафедру возглавила кандидат психологических наук, доцент Семчук Л.А.)
Особой датой для нас является 2000 год, когда приказом ректора был создан факультет психологии, деканом которого был назначен доцент Ковалев Б.П.
С 2002 по 2008 год деканом факультета психологии являлся кандидат психологических наук, доцент Галузо П.Р.
В 2002 году была открыта кафедра экспериментальной и прикладной психологии (зав. кафедрой кандидат психологических наук, доцент Галузо П.Р.), которая стала выпускающей по вновь открытой на факультете специальности «Практическая психология».
В настоящее время на факультете осуществляется подготовка студентов по специализациям «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психология семейных отношений», «Социальная психология», «Юридическая психология». Прорабатывается вопрос об открытии специализации «Психология спорта».
C 2008-2010 год факультет возглавлял доктор педагогических наук, профессор Барков В.А., с 2010 по настоящее время факультет возглавляет кандидат психологических наук, доцент Л.М. Даукша.
Руководство кафедрой общей и социальной психологии осуществляет кандидат психологических наук, доцент Е.В. Костюченко; кафедрой зкспериментальной и прикладной психологии - К. В. Карпинский; А. И. Янчий является исполняющей обязанности заведующего кафедрой возрастной и педагогической психологии.
На протяжении последних лет магистральным направлением в учебно-методической и научно-методической работе преподавателей факультета явилась разработка учебно-методических комплексов. В рамках финансируемых проектов на факультете создана модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов ( доценты Даукша Л.М., Галузо П.Р., Костюченко Е.В., Семчук Л.А., старшие преподаватели Янчий А.И., Иванов С.А.). На основе разработанных УМК: опубликованы учебно-методические пособия: «Возрастная психология» (Семчук Л.А., Янчий А.И); «Педагогическая психология» (Даукша Л.М., Чекель Л.А.); «Нейропсихология» (Костюченко Е.В.); «Психология внимания» (Комарова Т.К.); «Психология мотивов и эмоций» (Вербова К.В.); «Психология мышления» (Карпинский К.В.); «История психологии» (Колышко А.М.); «Социальная психология» (Вербова К.В., Карнелович М.М.).
Важной составляющей деятельности факультета является научная работа, теоретические и методологические основы которой заложены Кондратьевой С.В., создавшей научную школу, известную в республике и за рубежом. Преподавателями факультета подготовлены и изданы монографии по актуальным проблемам педагогической психологии и психологии развития: «Психология школьного конфликта: перцептивно-рефлексивные аспекты» (Ковалев Б.П., Кондратьева С.В., Семчук Л.А.), «Профессионализм в педагогическом общении» (Даукша Л.М., Кондратьева С.В., Ковалев Б.П., Ковалевский П.А.), «Опросник смысложизненного кризиса» (Карпинский К.В.) и учебно-методические пособия: «Психология педагогического общения» (Даукша Л.М.), «Практическая психология» (Ковалев Б.П., Вербова К.В., Кондратьева С.В., Разумов Д.,. Комарова Т.К., Семчук Л.А., Родик Н.И.), «Психология личности» (Вербова К.В., Кондратьева С.В., Комарова Т.К., Семчук Л.А., Ковалев Б.П.).
Кафедры работают по следующим научным направлениям: кафедра «Возрастной и педагогической психологии» - «Профессионализм в педагогической деятельности и общении», «Психология трудного подростка»; кафедра «Общей и социальной психологии» - «Психическая регуляция и саморегуляция профессиональной деятельности и общения»; кафедра «Экспериментальной и прикладной психологии» - «Прикладные проблемы профессионализации личности».
На факультете выполнялись ряд госбюджетных тем, в частности в рамках республиканской программы «Непрерывное образование» исследовались особенности профессионально-личностного самосовершенствования учителя на этапах вузовского и послевузовского образования. Проводились научно-практические конференции разного уровня в рамках факультетской научной темы «Акмеологические закономерности становления профессионализма в системе «человек-человек».
Так же на факультете разрабатываются проекты: модельно-рейтинговая система организации управляемой самостоятельной работы студентов и контроля знаний при профессиональной подготовке психологов (2007); реализация индивидуального подхода в контексте инновационного обучения в вузе (2008); реализация личностно-ориентированной технологии обучения студентов в виртуальной среде (2009); «психическая регуляция жизненного пути девиантной личности» (от Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований)(2003); «Кросскультурные различия в понимании смысла жизни молодежью польского и белорусского приграничья» (от Министерства образования Республики Польша)(2005); «Психологическая феноменология , механизмы и закономерности смысложизненного кризиса в развитии личности» (от Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований)(2007); «Разработка и внедрение инновационных методов диагностики развития студентов вуза в качестве субъектов профессиональной карьеры. Этап1- Теоретический» (от Гродненского государственного университета имени Я.Купалы)(2007); «Разработка и внедрение инновационных методов диагностики развития студентов вуза в качестве субъектов профессиональной карьеры. Этап2- Методический» (от Гродненского государственного университета имени Я.Купалы)(2008); Международный (белорусско-польско-эстонский ) исследовательский проект «National Character Survey» от 04.01.2008 г. (руководитель проекта от белоруской стороны); «Психологические механизмы и закономерности переживания и преодоления личностью безработицы как кризисного события жизненного пути» (БРФФИ).
В настоящее время осуществляется подготовка высокопрофессиональных специалистов через аспирантуру по двум специальностям: «Педагогическая психология» и «Психология развития. Акмеология». За последние годы защищены кандидатские диссертации «Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути правонарушителя» (Карпинский К.В., научный руководитель Комарова Т.К.) и «Восприятие и понимание учащихся учителями с различным уровнем когнитивной сложности» (Костюченко Е.В., научный руководитель Вербова К.В.) Сложилась эффективная система подготовки кадров через магистратуру, в которой обучаются лучшие выпускники факультета.
На заседаниях научного семинара (председатель кандидат психологических наук, доцент Галузо П.Р.), обсуждаются отзывы о диссертациях, для которых университет определен в качестве оппонирующей организации и диссертационные исследования аспирантов и преподавателей факультета.
Улучшение организации НИР и НИРС является одним из приоритетных направлений совершенствования работы факультета. Активно работает СНО, которым руководит старший преподаватель кафедры экспериментальной и прикладной психологии Иванов С.А. и научные кружки, организованные при кафедрах. Результатом научных исследований НИРС являются курсовые, дипломные работы. Результаты научных исследований докладываются на Республиканских научных конференция аспирантов, магистрантов и студентов. Основным результатом НИРС являются многочисленные публикации студентов как в факультетском сборнике научных работ студентов, магистрантов и аспирантов «Ступени», так и в материалах научных конференций. Величко Т. (научный руководитель Комарова Т.К.) присвоена вторая категория в Республиканском конкурсе научных работ высших учебных заведений РБ, также она награждена дипломам третьей категории в персональном конкурсе студентов-исследователей ГрГУ им.Янки Купалы. Савлакова Н. заняла второе место в Республиканском конкурсе научных студенческих работ (руководитель Вербова К.В.) и др.
В 2011г. победителями республиканского конкурса студенческих научных работ стали студенты факультета психологии. Среди них получили первую премию: Домбровская Анастасия Эдуардовна, Короза Татьяна Василевна, Кузьмич Галина Николаевна, Романовский Александр Вячеславович; вротую премию: Асаёнок Диана Михайловна, Заневская Екатерина Эдмундовна, Оленич Анна Михайловна, Скиба Вероника Валерьевна.
Начальником социально-педагогической и психологической службы ГрГУ имени Янки Купалы Венско О.И. (выпускница факультета психологии) разработана система воспитательной и идеологической работы со студентами, которая эффективно реализуется на факультете и в университете.
Преподаватели принимают участие в организации и проведении следующих мероприятий: День знаний, посвященный встрече студентов первого курса с преподавателями; церемония посвящения первокурсников в студенты; встреча преподавателей со студентами в рамках «Дня преподавателя высшей школы»; единые информационные дни для студентов («О социально-экономической политике РБ», «О внешних экономических связях РБ», «О социально-экономическом развитии Гродненской области»); студенческая пресс-конференция, посвященная месяцу психологического здоровья; круглый стол «Что сделаю я для людей: роль психолога в экологическом воспитании детей и подростков».
Преподаватели факультета осуществляют просветительскую деятельность со студентами, их семьями и членами общественных студенческих организаций.
Преподаватели факультета активно участвуют в практической деятельности. Принимают участие в профориентационной работе в Региональном Центре тестирования, в подготовке и проведении областного и республиканского конкурсов психологов, в областном конкурсе учащихся по психологии, в тестировании при отборе учащихся для обучения в гимназиях и лицеях, в работе методических объединений педагогов-психологов РОНО г. Гродно и области, читают лекции и проводят семинарские занятия на курсах повышения квалификации учителей завучей и директоров школ и др.
Адрес факультета психологии:
г.Гродно ул.БЛК, 21.
Телефоны:(80152)43-45-21 деканат дневного отделения;
(80152)48-73-21 деканат заочного отделения.
Автор логотипа Василий Юрьевич Кадевич, студент факультета психологии.